Дата открытия: 3 сентября 1999
Проектное название: «Парк Культуры»
Тип: колонно-стеновая, глубокого заложения
Глубина заложения: м ~ 49
Архитекторы: Е. М. Рапопорт, Г. А. Васильев
Выход к улицам: Морской проспект, Рюхина улица
Работающие операторы сотовой связи: «МегаФон», «МТС», «Билайн»
Код станции: КО

«Кресто́вский о́стров» - станция Петербургского метрополитена. Расположена на Правобережной линии, между станциями «Чкаловская» и «Старая Деревня». Временно в составе Правобережной линии, а де-факто входит в состав Фрунзенско-Приморской линии.

Станция открыта 3 сентября 1999 года, на несколько месяцев позже начала движения поездов на участке «Чкаловская» - «Старая Деревня», в связи с задержками строительства наземного павильона. До открытия станции поезда проходили её транзитом.

Названа из-за расположения на одноимённом острове и в одноимённом историческом районе Санкт-Петербурга.

 


Пересадка на общественный транспорт

  • Автобусный социальный маршрут: № 25.

Вестибюли

Наземный павильон станции выполнен на возвышении и располагается на пересечении Морского проспекта и Рюхиной улицы. Необходимость увязки направлений эскалаторного тоннеля и прилегающих улиц предопределила композицию наземного павильона в виде двух, смещенных по отношению друг к другу под углом 45° объёмных компонентов. Вестибюль решен в виде прозрачного куба, вбирающего в себя парковый пейзаж, стеклянный объем которого перекрыт пространственной металлической структурой «МАРХИ». Он пересекается под углом с открытой каменной аркадой, характерной для дворцово-парковых ансамблей Петербурга и повторяющей мотивы каменного ордера подземного зала. Современная и историческая темы, в недавнем прошлом исключавшие и отрицавшие друг друга, здесь контрастно сопоставлены. Они обогащают друг друга, создавая характерное и выразительное единство.

Конструкции витражей вестибюля — алюминиевые, стеклопакеты — тонированные.

 

Архитектура и оформление

«Крестовский остров» — колонно-стеновая станция глубокого заложения (глубина ~ 49 м), опытная. Впервые все сооружение выполнено в сборном железобетоне: если построенные ранее 12 станций имели металлический колонно-прогонный комплекс, то здесь и колонны, и ригели — железобетонные. Этому предшествовали серьезные опытно-проектные проработки.

Выполнена по проекту архитекторов Е. М. Рапопорта, Г. А. Васильева и является одной из самых красивых станций Петербургского метрополитена.

Впервые в практике Санкт-Петербурга подземная станция и ее надземный вестибюль были решены как тематически единое и архитектурно связанное целое. Трехнефное подземное пространство станции имеет традиционную ордерную систему, стилизованную, укрупненную объемно и, в известной мере, архаизированную. Сочетание характерного для Петербурга светлого известняка в отделке колонн и арок, и травертина в отделке путевых стен, подчеркивает цельность архитектурного решения. Торцевая стена впервые в России отделана зеркалами, что зрительно удлиняет перрон. Эффект отражения зрительно увеличивает станцию и усиливает ее пространственное воздействие. Также впервые использовано римское обозначение даты открытия на фризе фронтона, отделенного от арки в торце. Полы из полированного гранита оформлены тёмно-красными квадратами на сером фоне. Применено закарнизное освещение станции.

На момент открытия станции в стенах были незаделанные круглые оштукатуренные проёмы. Декоративные украшения появились лишь весной 2001 года из-за задержки с финансированием. Каждая стена, соединяющая две колонны, украшена мозаикой. На них аллегорически изображены реки (в центральном тоннеле) и острова (в путевых). Острова и реки изображены в виде мифических персонажей. В общей сложности 12 круглых медальонов-мозаик: с одной стороны аллегорически изображён остров Петербурга, а с другой — река.

За архитектурное решение руководитель авторского коллектива Е. М. Рапопорт награжден Золотой медалью Российской Академии Художеств (2000 год) и Золотым дипломом лауреата архитектурного фестиваля «Зодчество-2001».

Наклонный ход (выход со станции), содержащий 3 эскалатора, расположен в северном торце станции.

 

Путевое развитие

Граница станции находится далеко от перрона. Это связано с тем, что из-за недостатка финансирования при строительстве открылся участок до станции «Чкаловская». После станции «Чкаловская» нет оборота и пришлось соединять тоннели за Крестовским островом съездом. Так, как путевое развитие должно быть в пределах станции, границу Крестовского острова установили непосредственно за съездом.

 

Интересные факты

В 2007 году подземный зал станции использовали в качестве декораций для съёмок фильма «Братья».



Версия для печати