Дата открытия: 30 апреля 1956
Проектное название: «Витебская»
Тип: пилонная
Глубина заложения: м ~ 57
Архитекторы: Л. М. Поляков, В. А. Петров
Архитекторы вестибюлей: А. А. Грушке, А. С. Гецкин, В. П. Шувалова
Инженеры-конструкторы: С. М. Эпштейн
Выход к улицам: Загородный проспект
Переходы на станции: «Звенигородская»
Работающие операторы сотовой связи: «МегаФон», «МТС», «БиЛайн», «Tele2»
Код станции: ПШ

«Пу́шкинская» - станция Петербургского метрополитена. Расположена на Кировско-Выборгской линии, между станциями «Технологический институт» и «Владимирская».

Название связано с близостью Витебского (бывш. Царскосельского) вокзала, соединяющего Санкт-Петербург с городом Пушкин (Царское Село), где в Лицее 1811 по 1817 год жил и учился поэт (позже Пушкин жил в Царском Селе в 1831 г.). В проекте станция носила название «Витебская».

Одноэтажное деревянное здание первого вокзала было возведено уже после смерти Пушкина (1837).

 


Вестибюли

Наземный павильон станции выполнен по проекту архитекторов А. А. Грушке, А. С. Гецкина, В. П. Шуваловой, инженера С. М. Эпштейна и располагается на Загородном проспекте, рядом с Витебским вокзалом.

Вестибюль включает в себя:

  • Коридор, идущий к дверям входа-выхода пассажиров. В нём расположены кассы станции.
  • Центральный круглый зал, в нём находятся турникеты. Зал освещён светильниками, расставленными вдоль стен. Также обращают на себя внимание два ларька, декорированные в соответствии с оформлением станции. Потолок этого зала богато украшен лепниной.
  • Над эскалаторным подъёмом расположен квадратный зал, отделённый от круглого большой аркой. На стене этого зала над наклонным ходом находится барельефный медальон с профильным изображением А. С. Пушкина, работы скульптора М. Т. Литовченко. Потолок зала покрыт кессонами.

Наклонный ход (выход со станции), содержащий 3 эскалатора, расположен в южном торце станции. Для его освещения применяются светильники, похожие на факелы. Такие светильники были распространены на станциях первой очереди.

 

Архитектура и оформление

«Пушкинская» — пилонная станция глубокого заложения (глубина ~ 57 м). Подземный зал сооружён по проекту архитекторов А. М. Петрова и Л. М. Полякова. Первоначально оформление станции планировалось связать со строительством Царскосельской железной дороги, первой в России. В окончательном проекте тематика изменилась — она целиком посвящена великому русскому поэту, и считается одной из красивейших в петербургском метро. Это единственная станция первой очереди, спроектированная не ленинградскими архитекторами, а московским архитектором Л. М. Поляковым (проект также в отличие от остальных станций принят на внеконкурсной основе). Поляков к тому времени был автором уже 3 станций московского метро, в том числе «Октябрьской» Кольцевой линии.

Пилоны облицованы белым мрамором, пол выстлан тёмно-красным гранитом. Гранит доставлялся в Ленинград с Украины со знаменитых Токовских разработок. По кромке красного гранита выложен узор из чёрного и белого камня. В нишах установлены чёрные металлические торшеры с хрустальными чашами, излучающими свет. Стройные стволы светильников декорированы позолоченными стилизованными щитами, копьями и другими отделочными деталями.

В торце центрального подземного зала установлена статуя А. С. Пушкина работы М. К. Аникушина. За ней располагается панно художницы М. А. Энгельке, изображающее уголок Царскосельского парка. Над эскалаторами расположен барельеф с профилем А.Пушкина, работы жены Аникушина. Панно подсвечено снизу лампами дневного света. Благодаря мягким, матовым краскам, подсветке и расположению отдельных частей композиции создаётся ощущение раздвинувшихся стен, арки, выходящей на вольный воздух.

Пол проходов на перроны выложен гранитом, вокруг которого положена простая кафельная плитка светлого цвета.

На путевых стенах перронов плитка двух цветов: снизу — чёрного, сверху — белого; установлены декоративные решётки с надписью «1955» (станция была открыта в 1956 году, решётки были сделаны аналогично соседним станциям). Станционные стены покрыты мрамором, украшены колоннами и изящными вентиляционными решётками, рисунок которых перекликается со светильниками центрального зала. Перроны освещены небольшими изящными люстрами. Две люстры сняты с потолка над перроном в месте перехода на станцию Звенигородская, установлены в переходе, снимок люстры приведен в материале станции Звенигородская.

 

Пересадка на общественный транспорт

  • Троллейбус: №№ 3, 8, 15, 17.
  • Трамвай: № 16.
  • Автобус: № 39-э (Ночной).

Особенности проекта и станции

  • Станция была номинально сдана в эксплуатацию 15 ноября 1955 года в составе первой очереди метрополитена «Автово» — «Площадь Восстания», но при этом был оформлен только подземный зал станции, вестибюль и наклонный ход не были построены. Они должны были быть открыты тогда же, однако из-за проблем при строительстве наклонного хода были закончены только 30 апреля 1956 года (после номинального открытия станция вновь закрылась для постройки наклонного хода с вестибюлем).
  • Станция считается первым мемориалом в метро СССР. Здесь был установлен первый подземный памятник.
  • Длина перегона «Пушкинская»←→"Технологический институт" около 780 метров. Это один из самых коротких перегонов в Петербургском метрополитене.

Пересадка

План развития Петербургского метрополитена предполагает строительство пересадочного узла «Пушкинская» — «Звенигородская». Работы по его сооружению были начаты в 2007 году. Для строительства перехода на станцию Звенигородская памятник А. С. Пушкину, как опасались жители города, не был убран, лестницы располагаются сбоку, над путями северного направления станции.

Осенью 2007 года территория в середине платформы была огорожена под строительство перехода, она примерно на год заняла половину центрального зала, в связи с чем возникали сложности с движением пассажиропотоков.

На сегодняшний день все работы завершены. На платформе в северной части была разобрана часть потолка станции, а люстры, висевшие в том месте, перенесены в переход между станциями. 20 декабря 2008 года открылся переход на станцию «Звенигородская» Фрунзенского радиуса (Линия 5). Станция «Звенигородская» временно будет лишь пересадочной на Фрунзенско-Приморскую линию.



Версия для печати